Раджа-йога - королевская йога

    раджа-йога Раджа-йога («царская йога»), также известна как классическая йога, - одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги - контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой» (от санскритского ашта - восемь).

    Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами

    Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений - он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге.

    В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней:
    Яма - нормы поведения - самоограничение;
    Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам;
    Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности;
    Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума;
    Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами;
    Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума;
    Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);
    Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

8 ступеней раджа-йоги     Яма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграха (отсутствие алчности).

    Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему). Те, кто практикуют медитацию, не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.

    Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.

    Прана - дыхательные упражнения для контроля энергий. Прана означает «жизненная сила», а «яма» - контролировать, управлять.

    Пратьяхара - техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

    Дхарана - концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации - самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.

    Дхьяна - это медитация. Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научиться управлять страстями.

    Самадхи - конечная реализация йогина, которую можно интерпретировать как просветление. Препятствия и блуждания ума устраняются, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте

    Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

    Не секрет, что люди в наши дни, особенно в больших городах, подвержены стрессу. Накопленное психологическое напряжение приводит к ухудшению самочувствия и болезням. Благодаря телесному и ментальному расслаблению, Раджа-йога может помочь человеку устранить последствия стресса и сохранить хорошее самочувствие, телесное и психическое здоровье.

    В астрологии раджа-йога образуется, когда несколько планет находятся в одном и том знаке. В этом случае качества планет объединяются, усиливаются или разрушаются в зависимости от их природы.